
Организация здравоохранительной деятельности регулируется разнообразными правовыми нормами, особенно гражданско-правовыми. Масштабное развитие российского рынка медицинских услуг стимулирует поиск эффективных инструментов гражданско-правового регулирования. Необходимо развивать теорию, объясняющую спорные вопросы взаимодействия медицинских организаций и пациентов.
Большинство отношений между пациентами и медицинскими организациями строится на заключении договора оказания медицинских услуг. Сторонами выступают пациент (или его законные представители) и медицинская организация любой формы собственности, включая частные клиники и индивидуальных предпринимателей.
● Сложный предмет (медицинская услуга).
● Уникальность объекта (психическое и физическое здоровье человека).
● Не установлена обязательная письменная форма, но простые письменные договоры необходимы при участии юридических лиц.
Требования к содержанию договора включают реквизиты исполнителя, персональные данные пациента, перечень услуг, стоимость, сроки и порядок оплаты, ответственность сторон и порядок изменения договора.
Проблемы: отсутствие единого понимания и официальной классификации договоров на оказание медицинских услуг. Существуют различия в наименованиях («договор об оказании медицинских услуг», «договор возмездного оказания медицинских услуг» и др.). Нет чёткого определения договора оказания медицинских услуг в российском законодательстве.
● Регулирование прав и обязанностей сторон.
● Соответствие терминам Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».
● Организация медицинской помощи в соответствии с порядками, стандартами и клиническими рекомендациями.
● Процедура и сроки получения услуг.
● Качество и оплата услуг.
● Возможные риски и гарантии результата.
● Информационное уведомление пациента о доступных бесплатных медицинских услугах.
Договор помогает избежать судебных споров и дорогостоящих экспертиз. Он даёт сторонам возможность заранее оговаривать детали оказания медицинских услуг.
Оказание медицинских услуг с использованием телемедицинских технологий предполагает особые механизмы правового регулирования. Действующее законодательство устанавливает основы оказания медицинской помощи дистанционно, однако формы и условия таких договоров пока не детализированы.
● Пациент → медицинская организация.
● Пациент → медицинская организация → консультант.
● Медицинская организация → консультант.
Возможны вопросы ответственности сторон при плохом результате лечения или диагностических ошибок. Эти моменты требуют уточнения в договорах и сопутствующих документах.
Существует несколько подходов к определению гражданско-правовой ответственности в сфере здравоохранения. Например, гражданско-правовая ответственность рассматривается как мера воздействия на медицинскую организацию за нарушение субъективных прав пациента. Однако единое понятие гражданско-правовой ответственности ещё не сформировалось.
Принято деление ответственности на договорную и внедоговорную (деликтную). Практика показывает сложность разделения этих типов ответственности. Примеры споров подтверждают важность правильного подхода к каждому типу ответственности.
● Наличие вреда. Это ухудшение физического или психологического состояния пациента.
● Противоправность поведения медицинской организации, выражающаяся в нарушениях стандарта или договора.
● Причинная связь между действиями медицинской организации и негативными последствиями для пациента.
● Вина медицинской организации, проявляющаяся в действиях её персонала.
Важнейшая особенность – необходимость доказать наличие всех четырёх элементов для взыскания компенсации.
«Вред» включает как материальные потери (затраты на лекарства, лечение), так и неимущественные (физические и нравственные страдания). Степень тяжести вреда влияет на размер компенсации. Экспертизы помогают оценить серьёзность повреждений.
● Потеря дохода пациента.
● Расходы на лечение и восстановление.
● Компенсация морального вреда.
● Материальная компенсация потерянного заработка.
● Дополнительные затраты на восстановление здоровья (лекарства, реабилитация).
● Размер компенсации рассчитывается индивидуально и зависит от множества факторов.
Противоправность проявляется в нарушениях медицинских стандартов, стандартов оказания услуг или условий договора. Ключевой критерий противоправности – несоответствие действий сотрудника медицинской организации официальным требованиям.
● Неправильное исполнение медицинских обязанностей.
● Применение несоответствующих стандартов.
● Недостаточная диагностика или неправильное лечение.
Противоправность определяется путём сравнения реальных действий медицинского персонала с официальными требованиями, зафиксированными в приказах Минздрава и иных нормативных актах.
Причинная связь подразумевает доказательство прямой связи между действиями медицинских работников и возникновением вреда. Она необходима для подтверждения вины организации.
Экспертизы помогают выявить причинно-следственную связь, однако их выводы не всегда однозначны. Для надёжного определения причинной связи требуются дополнительные исследования.
● Использование устаревших форм учёта медицинских данных.
● Отсутствуют чёткие методики оценки качества медицинских услуг.
Использование электронных медицинских карт повышает прозрачность, однако эффективность этой меры зависит от разработки современных стандартов.
Вина организации связана с виной её сотрудников. Основанием для ответственности является грубое нарушение сотрудником своих обязанностей, ведущее к неблагоприятным последствиям для пациента.
● Умышленные действия (преднамеренное нарушение стандартов).
● Простая неосторожность (халатность, недостаток знаний).
● Грубая неосторожность (отклонение от стандартов, пренебрежение указаниями руководства).
Частичная вина пациента (например, несоблюдение рекомендаций врача) снижает компенсацию, но не снимает полностью ответственность медицинской организации.
Гражданско-правовая регламентация единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты
Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусматривает выплату компенсаций врачам и медсёстрам, переехавшим работать в сельские районы. Сумма выплат варьируется в зависимости от региона и колеблется от 500 тысяч до 2 миллионов рублей.
Порядок оформления и получения выплат регулирует специальный нормативный акт. Основной проблемой является отсутствие ясности в деталях оформления документов и порядка возвращения части компенсации, если медицинский работник увольняется раньше положенного срока.
● Необходимость переезда в сельский населённый пункт или город с численностью до 50 тысяч жителей.
● Работа в государственной больнице на полную ставку.
● Выплата производится после заключения трудового договора.
Размеры выплат зависят от региона:
● До 2 млн рублей для врачей и до 1 млн рублей для среднего медицинского персонала.
● Нет единого образца договора о выплате компенсации.
● Неясно, какие меры принимаются при прекращении трудового договора раньше срока.
● Требуется разработка типовых соглашений и разъяснений.
Судебная практика по делам о взыскании с медицинских работников не возвращённой ими в доход бюджета субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора
Суд рассматривает каждое дело отдельно, учитывая длительность трудоустройства и причину увольнения. Обычно сторона работодателя выигрывает дело, если медицинский работник досрочно расторгает договор без уважительных причин.
Пример решения суда:
Работник уволился досрочно, нарушив условия договора о непрерывной пятилетней работе. Суд признал право работодателя вернуть часть полученной компенсации, пропорционально оставшемуся сроку работы.
Дополнительные судебные споры возникают вокруг начисления пени и штрафов за задержку платежей. Законодательство предусматривает начисление процентов за пользование чужими деньгами (статья 395 ГК РФ).
Регулирование гражданско-правовых отношений в сфере здравоохранения сталкивается с множеством трудностей. Совершенствование законодательства и судебной практики позволит снизить количество конфликтов и повысить уровень защищённости пациентов и медицинских работников.
● Дата вступления в силу: 01.09.2025.
● Действует до: 01.09.2031.
● Уточняет правила оказания экстренной и неотложной медико-санитарной помощи детям во время пребывания в организациях отдыха. Оказание помощи осуществляется врачом-педиатром, семейным врачом или фельдшером только при наличии договора на возмездное оказание медуслуг между организацией отдыха и медучреждением.
● Признал недействительным приказ Минздрава России № 327н от 13 июня 2018 года.
● Дата вступления в силу: 01.09.2025.
● Утвердил новый порядок оказания медицинской помощи с помощью телемедицины.
● Предписывает предоставлять пациентам важные условия договора перед проведением платной телемедицинской консультации.
● Отменяет действие предыдущего аналогичного приказа.
● Срок действия: до 01.09.2031.
● Устанавливает новую статью Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ): часть 8 статьи 14.8.
● Оговаривает штрафы за отказ заключать договоры из-за отсутствия биометрии у пациента:
○ Для юридических лиц: от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.
○ Для должностных лиц: от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
● Новая статья 14.8 КоАП РФ дополнена частью 2.1:
○ Навязывание платных дополнительных услуг влечет штраф:
■ Юридическим лицам: от 20 тысяч до 40 тысяч рублей.
■ Должностным лицам: от 2 тысяч до 4 тысяч рублей.
○ Часть 4.1 статьи 14.8 устанавливает штрафы за необоснованный отказ рассмотреть требования потребителя:
■ Юридические лица: от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
■ Должностные лица: от 15 тысяч до 30 тысяч рублей.
● Новые правила оказания платных медицинских услуг вступят в силу с 01.09.2023.
● Информация должна включать способы подачи жалоб, порядок получения документов бесплатно и необходимость подписания отдельного соглашения для платных дополнительных услуг.
● При интернет-заключении договора он признается действительным после акцепта и подтверждения платежа.
● Электронные документы размещаются на сайте исполнителя.
● Сроки действия постановления: до 01.09.2026.
● Признало недействительным постановление Правительства РФ № 1006 от 04 октября 2012 года.
● Добавлена новая норма административного права (часть 7 статьи 14.8 КоАП РФ), устанавливающая штрафы за отказ обслуживать пациентов из-за непредставления ими своих персональных данных:
○ Юридическое лицо: от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
○ Должностное лицо: от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
● Введен запрет на отказ в предоставлении услуг по причинам состояния здоровья, возраста или ограничения дееспособности гражданина. Нарушение наказывается штрафами:
○ Юридическому лицу: от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.
○ Должностному лицу: от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
● Разрешает организациям детского отдыха заключать договоры с медицинскими учреждениями для оказания первичной медико-санитарной помощи детям в экстренных ситуациях.
● Подтверждает обязанность информирования пациента о лечении и возможных противопоказаниях перед подписанием договора и оплатой услуг.
● Регулирует организацию и оказание медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий.
● Запрещает оформление документации без указания ФИО пациента.
● Установил правило о недействительности условий договора, вводящих санкцию за отказ потребителя от услуги.
● Обязанность указывать номер и дату лицензии медицинского учреждения в договоре и другие необходимые сведения. Копию лицензии и прейскуранта прилагать необязательно.
Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере здравоохранения сталкивается с множеством трудностей. Совершенствование законодательства и судебной практики позволит снизить количество конфликтов и повысить уровень защищённости пациентов и медицинских работников.
Нормативные правовые акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 30.11.2024 № 420-ФЗ «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности за отказ в заключении договора из-за отсутствия биометрии).
5. Федеральный закон от 19.10.2023 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности за навязывание платных услуг и необоснованный отказ рассмотреть требования потребителя).
6. Федеральный закон от 28.05.2022 № 145-ФЗ «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности за отказ в обслуживании из-за непредставления персональных данных).
7. Федеральный закон от 18.03.2020 № 56-ФЗ «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части запрета дискриминации при оказании услуг).
8. Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил оказания платных медицинских услуг».
9. Приказ Минздрава России от 30.04.2025 № 268н «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и отдыха».
10. Приказ Минздрава России от 11.04.2025 № 193н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
11. Приказ Минздрава России от 13.06.2018 № 327н «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и отдыха» (утратил силу с 01.09.2025).
12. Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
13. Письмо Минздрава России от 09.06.2017 № 17-1/3717-1 «О направлении разъяснений».
Судебная практика:
14. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.03.2018 № 5-КГ18-15 (об обязанности информирования пациента).
15. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (о недопустимости санкций за отказ потребителя от услуги).
16. Информация Роспотребнадзора от 08.03.2016 «О рекомендациях по составлению прейскурантов на платные медицинские услуги и договоров на их оказание».